В конце сентября 12-кратные чемпионы (четыре года подряд выигрывали титул в зачёте пилотов, штурманов и производителей) из Volkswagen Motorsport подтвердили участие в чемпионате мира WRC до 2019 года и объявили о том, что изучают возможность продления своей кампании до 2022 года, чтобы 2 ноября официально заявить - команда уходит из мирового ралли по окончании сезона-2016. И это в ситуации, когда Volkswagen Polo R WRC по требованиям 2017 года уже готов и намотал не одну тысячу километров на тестах в руках финна Маркуса Гронхольма, а трио пилотов (четырёхкратный чемпион француз Себастьен Ожье, опытнейший финн Яри-Матти Латвала и перспективный норвежец Андреас Миккельсен) со своими штурманами и две сотни сотрудников готовились к новому чемпионату, празднуя досрочный триумф в текущем первенстве…
Злополучный «гейт»
Решение совета директоров прозвучало как гром среди ясного неба не только для самой команды, но и для всего автоспортивного мира. Впрочем, после анонсированного ранее ухода заводской команды Audi из чемпионата мира по марафонским гонкам WEC (об этом поговорим отдельно) подобный исход был ожидаем, и описать его можно одним словом. Словом, что нависло над всей Volkswagen Group тучей, что день ото дня становилась только гуще. Словом «дизельгейт».
Для тех, кто не в курсе, краткое изложение событий. В сентябре 2015 года власти США обвинили Volkswagen в том, что концерн устанавливал в производимых им автомобилях с дизельными двигателями программное обеспечение, позволяющее обходить принятые в США нормы по выбросам в окружающую среду. Подобная порочная практика продолжалась на протяжении нескольких лет на машинах разных брендов (Volkswagen, Audi, Porsche) и привела к серьёзнейшим последствиям.
Volkswagen Group помимо невероятных репутационных потерь столкнулся с огромными финансовыми - падение котировок акций, многомиллионные иски от государственных структур и частных лиц, вынужденное прекращение продаж дизельных автомобилей на важнейшем для компании рынке Северной Америки, волна проверок в других странах (тоже не обошлось без претензий).
Естественно, мигом полетели головы топ-менеджеров, но одними лишь показательными увольнениями дело решить было невозможно. В рамках ликвидации последствий «дизельгейта» немецкий автопроизводитель уже «попал» на $ 16,5 млрд (учитывая выкуп автомобилей у обманутых клиентов и компенсации для них, реализацию программ по сокращению вредных выбросов и разработке экологически чистых автомобилей, компенсации дилерским представительствам, штатам и адвокатам автовладельцев), но при этом у Volkswagen Group ещё множество нерешённых проблем в США и других странах мира, поэтому «дизельные» издержки будут только расти, и никому неизвестно, сколько составит окончательная сумма компенсаций.
Автоспорт неуместен
На волне «дизельгейта» компании пришлось выводить с североамериканского рынка линейку дизельных автомобилей, корректировать свою стратегию в других регионах и серьёзно резать расходы - уже известно, что бренды Volkswagen Group сократят своё присутствие на мировых автосалонах, отложат в дальний ящик ряд проектов, будут экономить на технологических разработках. Дело пока не дошло до продажи принадлежащих концерну брендов (ходили слухи о возможном избавлении от итальянской мотоциклетной марки Ducati и некоторых подразделениях MAN), но под нож попали автоспортивные программы. Почему?
Автоспорт хорош как средство продвижения и рекламы, но о какой рекламе с дизельными прототипами Audi может идти речь, если скандал как раз вокруг таких типов моторов? Ну и не стоит забывать, что непосредственно перед объявленными решениями о свёртывании самых дорогих (участие в чемпионатах мира никогда не было дешёвым) автоспортивных программ окружной суд Сан-Франциско одобрил программу урегулирования на $ 14,7 млрд. Очевидно, взвесив все за и против, правление немецкого автоконцерна и приняло те решения, о которых не задумывалось в сытые «додизельгейтные» времена.
С Audi понятно: концерн одним махом убил трёх зайцев: сэкономил (по некоторым оценкам, около € 200 млн - бюджет команды Porsche составляет примерно столько же!), сразу дистанцировался от проблемной тематики дизельных двигателей и переметнулся в стан более экологичных электромоторов и одновременно вошёл в серию, где наращивают своё участие непосредственные конкуренты на рынке «гражданских» автомобилей, но, повторимся, это тема для отдельного разговора. Сверхбыстрый отказ от участия в WRC, вероятно, также связан с американским судом - счёт Volkswagen выкатил немалый и сэкономить в новых условиях порядка € 100 млн (примерно во столько оценивается годовой бюджет раллийного коллектива) лёгким росчерком пера оказалось весьма соблазнительно.
О том, что немецкая марка не собиралась уходить из чемпионата мира по классическому ралли, говорит ряд фактов. Во-первых, никто из трёх экипажей не оказался на трансферном рынке. Во-вторых, Volkswagen построил новую машину для 2017 года и активно тестировал её. В-третьих, очевидно, что для коллектива важно было превзойти с великолепным Ожье успехи Citroen и Себастьена Лёба в WRC. Можно найти множество других подтверждений тому, что решение об уходе из мирового ралли было принято очень быстро и внезапно не только для болельщиков, но и для команды.
Куда пойдут Ожье и Латвала?
При этом в автоспорте Volkswagen останется. Штат сотрудников будет распределён по другим проектам, среди которых успешное выступление братской марки Skoda в WRC 2, постройка Volkswagen Polo R5 для всё той же категории, подготовка хэтчбеков Volkswagen Golf GTI для серии TCR и поддержка выступлений Volkswagen Beetle в заокеанском ралли-кроссе GRC, где команда Andretti Rallycross с небезызвестным американцем Скоттом Спидом второй год кряду выигрывает титул Red Bull Global Rallycross. Всё это позволит немецкому автопроизводителю сохранить своё присутствие в мировом автоспорте по обе стороны океана и всё так же успешно (Golf GTI и Beetle GRC побеждают), но сохранить огромное количество денег, поскольку поддержка этих программ с, в сравнении с техникой WRC, практически стандартными автомобилями обойдётся пребывающему в кризисе бренду несравнимо дешевле.
Проблема в другом. Под занавес сезона-2016 в WRC освободились три быстрых и опытных гонщика - каждому из них карьеру завершать рано, а вот со свободными вакансиями всё не так хорошо. Заводской Citroen с пилотами на 2017 год определился, M-Sport без поддержки Ford может просто не потянуть, Hyundai также сформировал свои экипажи, а вот Toyota назвала только одного пилота.
В принципе, под тройку пилотов чемпионской команды можно и попытаться найти бюджет как на зарплату, так и на расширение парка гоночной техники - о том, что Себастьен Ожье без работы не останется и будет на разрыв, сомнений нет, да и Яри-Матти Латвала с Андреасом Миккельсеном не должны оказаться у разбитого корыта: да, они чемпионами не являются, но это одновременно снижает их финансовые запросы плюс перспектива в мгновение ока из трудоустроенных спортсменов выйти на биржу труда должна сделать их более сговорчивыми. В итоге вероятность увидеть трио теперь уже экс-пилотов Volkswagen в следующем году в WRC велика, но только в какой из команд? Потенциально - в любой.
Но есть одна проблема, имя которой World RX - в мировом ралли-кроссе подобралась отличная компания пилотов (помимо вышеупомянутого Лёба тут и норвежец Петтер Сольберг, и американец Кен Блок, прекрасно знакомые гонщикам мирового ралли), правит бал мощная полноприводная техника, а аудитория первенства растёт день ото дня как на дрожжах. И да, это всё ещё дешевле, чем WRC. Ну и не стоит забывать, что в серии также присутствуют команды на Volkswagen и даже Audi - хоть сейчас на их базе создавай заводской коллектив…
Вряд ли в Международной автомобильной федерации, желая обострить борьбу в WRC, мечтали о подобном раскладе событий, но что случилось, то случилось. Да, уходят действующие чемпионы во всех зачётах, но жизнь на этом не останавливается, да и ФИА всё равно окажется в выигрыше - либо тройку пилотов Volkswagen поделят между собой три оставшихся заводских коллектива, либо француз, норвежец и финн украсят собой другую серию под эгидой организации.