За последние 10 лет я успел поработать со спонсорскими проектами в Формуле-1 и MotoGP, а начинал карьеру с чемпионата мира по ралли, так что стал немного разбираться в том, как устроен спорт. По роду занятий мне часто приходится объяснять нашим клиентам, как работает бизнес в авто- и мотоспорте. Вот и подумал: а почему бы не рассказать об этом всем, кто интересуется гонками? Так родилась идея своеобразной колонки про бизнес в спорте, а мой любимый «Чемпионат» любезно предоставил возможность поделиться своими мыслями с читателями. В своих материалах я буду рассуждать на актуальные темы. Все спортивные вопросы я оставлю другим авторам - давайте поговорим про то, что происходит в бизнесе, которым уже давно стала Формула-1 и другие гоночные серии.
Выбор темы для первой статьи был сложным: тут и Castrol думает о приходе в Формулу-1, и ExxonMobil пытается совершить побег из «Макларена», и Petronas задумался о том, насколько партнёрство с командой «Мерседес» отвечает национальным интересам Малайзии. Начал было уже занудствовать о нефтяных деньгах в Формуле-1, но решил прерваться, чтобы посмотреть Гран-При Мексики, и… Макс Ферстаппен, огромное тебе спасибо за то, что дал мне повод поговорить о том, что намного важнее для современных гонок, чем даже нефтяные деньги!
Но давайте для начала отмотаем время примерно на год назад… 25 октября 2015 года на автодроме «Сепанг» Марк Маркес, обиженный на слова Валентино Росси, что «тот никогда не был его (Росси) болельщиком», начал откровенно мешать Валентино завоевывать 10-й чемпионский титул. В ответ на несколько опасных маневров испанца Росси просто пнул Маркеса ногой. Да-да, он именно пнул его! С камеры, установленной на вертолёте, было чётко видно, что нога итальянца не «сорвалась с подножки», а это был умышленный удар в руль. За такое в футболе игрок сразу получает красную карточку, прозвище Сумасшедший и уходит досматривать матч в раздевалку.
Однако давайте забудем про спортивную составляющую этого инцидента, а поговорим о коммерческой стороне #SepangClash. После возвращения с трассы в отель в своём телефоне я обнаружил более полусотни сообщений от друзей и коллег, но вопрос был только один: «Что произошло на последней гонке MotoGP?» Написали даже те, кто не смог бы точно назвать количество колёс у мотоцикла Росси, но они увидели репортажи в новостях на BBC, Fox Sports, CCTV или «России 2» и им были очень интересны подробности с места событий.
А теперь к цифрам. Видео столкновения Маркеса и Росси в Сепанге только в «Фейсбуке» посмотрели более 15 млн раз, оно получило более 153 тыс. лайков, и около 195 тыс. пользователей поделились им с друзьями. Примерно 191 тыс. хэштегов #SepangClash были использованы в «Твиттере» непосредственно после гонки. Этот хэштег вышел в топ «Твиттера» и держался там в течение недели.
Пик истерики пришёлся на две недели, что разделяли Малайзию и финальную гонку в Валенсии. Валентино Росси и Хорхе Лоренцо боролись за титул, Росси получил штраф, и интрига была закручена до предела. Перед финальной гонкой сезона хэштеги #VamosJorge, #ForzaVale и #TheGrandFinale были использованы в «Твиттере», «Инстаграме» и «Фейсбуке» более 500 млн раз. В СМИ появилось сообщение от организаторов чемпионата мира с просьбой к болельщикам, не имеющим купленных билетов на гонку, не приезжать в Валенсию, так как все билеты были проданы и местные власти беспокоились о собственных возможностях по обеспечению безопасности в городе. В Валенсию были отправлены полицейские силы из трёх других регионов Испании, а также части Национальной гвардии для помощи местным правоохранительным органам.
Все 120 тыс. билетов были выкуплены за полторы недели до гонки, так что на кассах автодрома висели категоричные надписи «Tickets Sold Out!». Я потратил два часа на то, чтобы добраться от съезда с автострады до своего парковочного места: как говорится, ощутил всю прелесть скандалов в спорте на собственной шкуре! И хотя представители организаторов чемпионата мира MotoGP публично высказывались за то, что такого не должно происходить в спорте, мысленно они уже подсчитывали сверхприбыли, которые Росси и Маркес принесли в бюджет Dorna Sports.
Были ли довольны спонсоры? «Нет! Скандалы никогда не идут на пользу и портят образ спорта, спорт должен оставаться чистым и всё должно быть в пределах правил! Это недопустимо…» - ну, примерно так многие высказались в присутствии журналистов. А что за кадром? Это был просто подарок с небес! Такой отдачи не ожидал никто, логотипы спонсоров команд Honda и Yamaha были на страницах крупнейших газет и журналов, запись столкновения снова и снова показывали крупнейшие телеканалы, каждый раз задавая вопрос многочисленным экспертам: «Пнул или нет?», - а социальные сети просто разрывало на части от вспыхивающих тут и там битв между защитниками Росси и Маркеса.
А что в Формуле-1? За последние годы «Королевские автогонки» стабильно теряют аудиторию, пилотов очень сильно контролируют пресс-службы, и каждая попытка высказать личное мнение категорически пресекается. Да, возможно, некоторые из спонсоров команд негативно относятся к излишне резким высказываниям пилотов, но так ли это? В этом году ради интереса я задал вопрос представителям двух спонсоров команды «Ред Булл»: «Как вы относитесь к тому, что Квята поменяли на Ферстаппена?» Ответы были практически идентичными: спонсоры не скрывали своего удовольствия, Ферстаппен привлекает внимание к команде не только своими выступлениями, но и своим поведением - как на трассе, так и вне её. Возможно, сдержанное поведение Квята не сыграло решающую роль в его возвращении в «Торо Россо», но популярность Ферстаппена среди фанатов и спонсоров точно стала одним из доводов за его перевод в основную команду.
И то, что произошло на Гран-При Мексики, пойдёт Формуле-1 только на пользу! Любому спорту нужна парочка хороших скандалистов, которые будут радовать болельщиков такими вот выходками. Это привлечёт людей, ведь сейчас Формула-1 это шоу, и давайте признаемся: часто очень скучное шоу, в котором не хватает простых человеческих эмоций. Гонщики давно перестали быть безрассудными бунтарями, как Джеймс Хант или Жиль Вильнёв, а болельщиков заставляют считать количество MGU-H и MGU-K, а также следить, использовал ли их пилот опциональные шины. Именно поэтому Берни говорил, что Льюис Хэмилтон будет лучшим чемпионом для Формулы-1, чем Нико Росберг: чемпионату сейчас нужны пилоты, которые привлекают людей не только своим мастерством на трассе, но и своим характером. И Макс Ферстаппен прекрасен в своём образе «нахального тинейджера-выскочки», его либо любят, либо ненавидят, но мало тех, кто относился бы к нему с безразличием. А какой образ у Росберга?
Давно пора стряхнуть пыль с рафинированной и политкорректной Формулы-1. Пилотам нужно разрешить говорить, что они думают и чувствуют, это покажет: они такие же люди. Это сделает их ближе к болельщикам, а почувствовав эти настоящие эмоции, вернутся те, кто посчитал для себя современную Формулу-1 сложной и скучной. Уже за ними придут новые люди в ожидании очередного «Воскресного шоу от Макса». А это в свою очередь увеличит аудиторию телетрансляций и продажи билетов на гонки. Не это ли самая главная цель коммерческого департамента FOM, не так ли, Берни?
Так что давай, Макс, жги ещё! Именно в этом нуждается современная Формула-1!
А про приходы, уходы и переходы нефтяных компаний мы поговорим как-нибудь в следующий раз….